Информационная среда суть и основные понятия. Информационная безопасность

Современная информационная среда - это что такое? Какова цель её создания? Какие преимущества, хотя бы теоретически, она должна предоставлять населению? И на кого рассчитана в первую очередь? На эти вопросы, а также на ряд других, и будет дан ответ в рамках данной статьи.

Общая информация

Говоря о том, что же значит такой термин, как «информационная среда», стоит отметить, что это довольно сложно выразить одним определением. Поэтому, чтобы разобраться как можно лучше, приведем несколько мнений. Согласно О. И. Соколовой, так следует называть педагогическую систему и её обеспечение в виде материально-технической, нормативно-правовой, финансово-экономической и управленческой составляющей. А. А. Андреев считает, что антропософический информационный антураж, главная цель которого - раскрытие творческого потенциала. В. А. Ясвин придерживается мнения, что это совокупность всех возможностей для развития и обучения личности. Причем под этим понимаются как позитивные, так и негативные аспекты. Главное - чтобы они давали возможности. Интересно толкование и О. А. Ильченко, согласно которому информационная среда - это часть пространства, что ближе всего к конкретному индивиду и является его окружением и совокупностью условий, в которых осуществляется деятельность. В общем, как видите, среди ученых нет единства. Но для качественного материала следует остановиться на определённом толковании.

Выбор

Как наиболее подходящее было выбрано толкование С. Д. Деряба. Согласно ему, информационная среда - это организованная на принципе системности совокупность образовательных учреждений, банков данных, глобальных и локальных информационных сетей, органов управлений и книжных фондов согласно их функциональной, территориальной и предметно-тематической адресации. Кроме этого, к ней нужно отнести и средства передачи, протоколы взаимодействия, используемые ресурсы, аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение, направленное на образовательную деятельность.

Топологические признаки

Чтобы лучше понять, что собой представляет единая информационная среда, выделим основные моменты:

  1. Она является сложносоставным объектом, обладающим системной природой.
  2. Единая информационная среда для достижения комплексного эффекта в виде реализации поставленной цели должна обладать таким свойством, как целостность воспитания и обучения.
  3. Она для наилучшего результата обязана развивать совокупность человеческих отношений в рамках контекста социокультурной и мировоззренческой адаптации индивида к миру, и наоборот.
  4. Для оценки эффективности, которой обладает единая информационная среда, следят за положительными и негативными характеристиками выпускаемых субъектов. Следует постараться, чтобы полученный результат соответствовал заказываемому вектору ценностных ориентаций.
  5. Нужно понимать, что информационная образовательная среда является не только условием, но и и обучения.
  6. Для создания системы координат ведущих условий используют психолого-дидактические и пространственно-предметные компоненты.
  7. Информационная образовательная среда образовывает субстрат индивидуализированной деятельности, которая переходит от учебных ситуаций к жизни.

Небольшое отступление

Сейчас много говорят про то, как нужна информационная среда, информационная система и многое другое. Были ли они ранее? Разумеется. Но в данном случае мы имеем ту особенность, что сейчас чрезвычайно просто получить доступ к определённой информации. И заниматься обучением можно в любом месте. Поэтому можно сказать, что окружающая среда = информационная среда. Вопрос только в качестве получаемых нами знаний.

Понятийные особенности

Несмотря на то что для обозначения сложившейся ситуации и происходящих процессов используется слово «среда» (или же даже «пространство»), это не совсем корректно. Более подходящим, по мнению ряда ученых, всё же является такой термин, как «система». Почему? Дело в том, что использование словосочетаний вроде "окружающая среда", "информационная среда" началось, скорее, с госслужащих в сфере образования, а не ученых-педагогов. Возникло такое положение дел, вероятно, из-за того, что нет времени думать о чистоте научных дефиниций. Так, во многих толкованиях можно встретить слова о том, что современная информационная среда является совокупностью (или же системой) различных элементов - технической, учебно-методической и других составляющих. Нельзя забывать и об участниках. Причем под ними подразумеваются как учителя, так и ученики. Интересные исследования данного вопроса проводил Песковский Е. А. Так, при строгом анализе было определено, что образовательная среда - это подсистема социокультурной сферы. Она включает в себя 154 факта, ситуации и обстоятельства, что сложились на протяжении истории и направлены на целостную организацию. А вот социокультурную сферу рассматривают как систему ключевых факторов, от которых зависит развитие человека и получение им образования.

И что с этим делать?

Чтобы разобраться в сложных процессах и явлениях и разработать эффективные научные рекомендации, часто используют моделирование. и усвоение знаний через Интернет описывается одной теоретической моделью. Должно ли так быть? Да! В этом сила науки - что разные процессы могут быть описаны одной моделью. Кроме того, она позволяет четко сформулировать вопросы и задачи, на которые необходимо найти ответ. Так, наиболее весомыми является цель, содержание информации, средства передачи, методы обучения, формы. Кроме этого, предусмотрена и обобщающая картина студента и преподавателя.

Результат моделирования информационно-образовательной среды

Используемая модель пригодна для анализа различных педагогических процессов. На её основании можно сформулировать ещё одно видение рассматриваемой темы. И в этом нам поможет информация. Информационная среда - это педагогическая система, в которую входит её обеспечение в виде финансовой, экономической, материальной, технической, нормативно-правовой и управленческой составляющих. Что же является ядром в данном случае? Им выступает непосредственно сама педагогическая система. Исследуются же различные педагогические процессы.

Пример

Рассмотрение такой сложной и одновременно интересной темы сложно представить без уделения внимания образцу современной информационно-образовательной среды. И в качестве примера выбрано виртуальное представительство учебного заведения. Технологии информационной среды, которые рассматриваются, представляют собой набор взаимосвязанных программных модулей (сервисных служб), благодаря которым обеспечивается возможность подготовки и осуществления учебного процесса вместе с реализацией любой категорией пользователей своих функциональных обязанностей. Главными в данном случае являются студент и преподаватель. Набор сервисных служб - это типовое программное обеспечение. А вот состав и содержание созданного ресурса будут определяться непосредственно учебным заведением. Так, в качестве основных элементов могут быть включены электронная библиотека, классы, администрация и прочие необходимые моменты.

Особенность

Как же происходит воплощение и развитие информационной среды? Первоначально проводится анализ методической, организационной и образовательных учреждений (яслей, детских садов, школ, университетов, учебно-исследовательских институтов). Затем собирается информация про тип, содержание и характеристику информации, которая обеспечивает функционирование субъектов. После этого нужно разработать концепцию на основе организационной, научной, учебно-методической и иных функций. Затем строится структура и принцип работы виртуального класса (кафедры, лаборатории и проч.). Далее можно приступать к разработке сайта в сети Интернет, на котором и будет размещена вся требуемая информация. Преимуществом такого подхода является то, что субъект может действовать не только на территории очень ограниченной области, но и всей страны, и даже за рубежом. Конечно, для школьного класса потребности в этом нет. Но вот если рассматривать с позиции кафедры университета или научно-исследовательской лаборатории, то это чрезвычайно полезно.

Заключение

Информационно-образовательные среды (или же системы) имеют очень большое будущее. Сейчас сложно сказать, во что они выльются, но то, что развитие будет идти, - безусловно. В будущем это может быть реализовано в виртуальных классах, когда ученики смогут своими глазами увидеть, что и как происходит (хотя точнее будет сказать, что они увидят качественную симуляцию). Использование подобного подхода позволит качественно улучшить результативность обучения. А это, в свою очередь, будет чрезвычайно полезно для всей страны - ведь чем больше образованных людей, тем меньше преступность, выше экономическое благополучие и много других позитивных вещей, глядя на которые, можно уверенно сказать: ИОС нужно развивать и совершенствовать для наилучшего результата!

Что такое организация? Как рассматривают субъект «организация» теоретики менеджмента? Организация - это устойчивая формальная социальная структура, которая берет ресурсы из окружающей среды и обрабатывает их, чтобы произвести продукцию.

Субъект «организация» рассматривается и как целостный организм (по А. Файолю -

«единство материального и социального»), и как весь трудовой коллектив. Организация (фирма, предприятие и пр.) пронизана множеством информационных потоков. Эти потоки можно определить как внешнюю и внутреннюю информационные среды любой организации.

Что представляют собой внешние и внутренние информационные потоки в организации? Внешние информационные потоки отражают отношения между предприятием и экономическими и политическими субъектами, действующими за его пределами. Они определяют взаимодействие между предприятием, его реальными и потенциальными клиентами, конкурентами и пр. Согласно Мескону, внешнее окружение организации выглядит следующим образом (рис. 3).

Фирма должна постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социокультурные и физико-экологические факторы.

Известно, насколько зависит предприятие от изменений во внешней среде. Анализ благоприятных внешних возможностей и угроз деятельности предприятия предполагает сбор, обработку, оценку значимости для предприятия важнейших изменений во внешней среде (экономической, социальной, технической, политической, международной). Поставщики!»^«] Ж @232О Ж Нетрудовых ресурсов^® |м ате риалов *ка пит ал а)| И государственные»

* 1 ?" Р ган ыТУУ** ?; | , ЕЕЗрЗЗШШЗ \ ! У а) Среда прямого воздействия на организацию

б. Среда косвенного воздействия на организацию Рис. 3. Внешняя среда организации

Внешняя среда характеризуется:

взаимосвязанностью факторов, выражающей уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

сложностью, определяемой количеством факторов, на которые предприятие должно реагировать, и уровнем их вариативности;

динамичностью, отражающей относительную скорость изменения внешней среды под влиянием изменений в технике и технологии, конкуренции и др.;

неопределенностью, оцениваемой количеством информации, имеющейся в распоряжении предприятия, и ее качеством.

Итогом анализа состояния и тенденций изменений внешней среды предприятия является перечень угроз и открывающихся благоприятных возможностей для предприятия.

Внутренние информационные потоки определяются отношениями, сложившимися в трудовом коллективе, а также производственными знаниями (ноу-хау). На внутренние информационные потоки влияют производственные и кадровые параметры. Производственные параметры включают характеристики хозяйственных стратегических областей, организации и хода производственного процесса, фирменной культуры, применяемой техники и т.п. К кадровым параметрам относят психологические особенности персонала, личные амбиции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.

Какой подход может быть применен консультантом для анализа внутренней среды организации? Для анализа внутренней среды организации применим системный подход, так как организация состоит из множества частей (элементов, тесно связанных между собой).

Современные методы преобразования предприятия связаны с информационными технологиями, поэтому они затрагивают не только организацию, но и ее информационную систему.

Запомнить!

Информационная система - это система, реализующая автоматизированный сбор, обработку, манипулирование данными и включающая технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал.

Иначе говоря, информационная система - это комплексное сочетание оборудования (компьютеров), программного обеспечения, процедур, документации и персонала, ответственного за ввод, движение, управление и дистрибуцию данных и информации.

Как и в любой системе, важно, чтобы компоненты ИС работали вместе, были совместимы, минимально избыточны, максимально полны и хорошо согласованы друг с другом.

Создание новой информационной системы приводит к большим, чем смена оборудования и программного обеспечения, изменениям.

Проектируя новую информационную систему, мы перепроектируем организацию в целом. Это влечет за собой изменения в работе, квалификации, управлении бизнес-процессами.

Относящиеся к внешней среде факторы, внешние по отношению к организации, влияют на создание и структуру информационных систем.

Примерами внешних воздействий являются: -

увеличивающиеся затраты на использование рабочей силы, сырьевых и информационных ресурсов; -

конкурентоспособные действия других организаций; -

изменения в законодательстве и нормах государственного контроля.

Как информационные технологии влияют на организацию? Чтобы это понять, консультанту следует учитывать, что существуют две равнозначные позиции по данному во - просу. Одна из них базируется на законах экономики, другая использует поведенческий подход.

С экономической точки зрения информационные технологии систем могут рассматриваться как средства производства, которые свободно заменяют капитал и рабочую силу. Так как стоимость информационных технологий падает, они заменяют рабочую силу, которая исторически имеет возрастающую стоимость.

Информационные технологии, уменьшая материальные и иные средства на приобретение и анализ информации, дают возможность организациям снижать общие затраты. С их помощью менеджерам проще наблюдать за большим числом служащих.

Кроме того, как считают специалисты:

с переходом от централизованного управления к децентрализованному встал во - прос о создании такой информационной технологии, с помощью которой можно было бы обеспечивать необходимой информацией менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации;

использование информационной технологии должно нивелировать организационную сложность предприятия;

использование информационной технологии должно обеспечить коммерчески выгодные интерфейсы и сжатие внутрифирменной и внешней информации;

выбранная информационная технология должна обеспечить соответствующую коммуникационную структуру, в том числе коммуникационную структуру виртуальных предприятий1 (реализация современных высокопроизводительных организационных проектов, например создание виртуальных организаций, без жесткой привязки производственных участков к определенному месту требует полного использования потенциала информационных технологий с помощью телекоммуникационных средств);

информационная технология должна обеспечивать интеграцию децентрализованных систем (организационным рычагом могут стать виртуальные межотраслевые предпринимательские группы)1.

Исследование поведенческой теории дало несколько доказательств того, что информационные системы автоматически преобразовывают организации. Исследователи изучали запутанные сложные связи, с помощью которых организации и информационные технологии взаимно влияют друг на друга.

По их оценке, информационные технологии могут изменять иерархию принятия решений в организациях, снижая затраты на приобретение информации и расширяя ее использование. Применение новых информационных технологий позволяет организации: -

быстро реагировать на изменение потребительских предпочтений и внешней конкурентной среды; -

сокращать продолжительность периода от разработки товара до его выведения на

обеспечивать качество «с первого раза»; -

производить несколько модификаций товара и выпускать товары на заказ; -

сокращать сроки доставки; -

четко выполнять заказы; -

использовать индивидуальный подход к обслуживанию потребителей; -

оперативно внедрять новые технологии и развивать творчество и инновационный процесс; -

оперативно реагировать на развитие конкуренции.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Как вы понимаете термин «организация»? 2.

Расскажите, что представляют собой внешние и внутренние информационные потоки в организации. 3.

Объясните, почему для анализа внутренней среды организации применим системный подход. 4.

Расскажите, что такое информационная система. 5.

Дайте характеристику внешней среды организации. Из каких элементов она состоит? 6.

Объясните, как информационные технологии влияют на организацию.

Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса (О.А. Ильченко).

Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е.И.Ракитина).

Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О.И.Соколова).

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента (А.А.Андреев).

Можно сказать, что технически ИОС ОО строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении (В.А.Ясвин).

Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных (С.Д.Деряба).

ИОС – системно организованная совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, ин формационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно – программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность (Е.К.Марченко).

Имеет смысл сформировать типологические признаки образовательной среды:

1. Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

3. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной, мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

5. В оценочно- целевом планировании образовательные среды дают суммарный u1074 воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса

6. Образовательная среда выступает не только как условие, но, как и средство обучения и воспитания.

7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальном, пространственно – предметном и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

8. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

не указаны

Аннотация:

не указана

Текст статьи:

К концу ХХ века в рамках кибернетики, а позднее информатики стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. В современных условиях строение и функционирование сложных систем различной природы: биологических, социальных, технических и пр. — невозможно объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. В окружающем нас мире получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы воспринимают и используют информацию (например, о температуре и химическом составе среды) для выбора наиболее благоприятных условий существования. Данные процессы биологи образно называют: «живое питается информацией». Любой организм создает, накапливает и активно использует информацию.

Современное общество называют информационным, в котором информация приобретает особый статус, а информационные ресурсы играют важную роль. В таком обществе увеличивается доля интеллектуального труда, существенно меняется любая сфера деятельности. Можно утверждать, что без информации нет человека, нет личности и субъекта деятельности. Именно приток информационных импульсов самого разнообразного характера формирует его как личность, а в качестве источников выступают как природа, так и социальная практика. Структура личности в качестве компонентов включает сознание и самосознание, мировоззрение, характер, систему взглядов и ценностных ориентаций, совесть, духовный мир, потребность в самовыражении и творчестве, способность рефлексии. Данные феномены не являются врожденными. Они формируются и видоизменяются в ходе жизнедеятельности человека на базе определенных наследственных качеств. Врожденные вещи связаны исключительно с генетической информацией, которая хранится во всех клетках организма в молекулах ДНК, состоящих из отдельных участков (генов). Каждый ген отвечает за определенные особенности строения и функционирования организма. В то время как упомянутые нами феномены, формирующиеся в ходе жизнедеятельности человека, связаны преимущественно с информацией в социуме. Важнейшая роль в их детерминации принадлежит общению с другими людьми и деятельности. Очевидно, что эти процессы принципиально невозможны вне информационного пространства социума. Лишь разнообразная деятельность, общение с себе подобными формируют каждого конкретного человека как личность. Данные процессы, с одной стороны требуют исходной информации, постоянно питаются ею, а с другой – непрерывно генерируют новую информацию. Благодаря этому реальная жизнь людей всегда представляет собой информационное взаимодействие. Любые коррективы в жизнедеятельности людей объективно требуют информационного обеспечения. Ведь информация имеет отношение ко всем без исключения стадиям и аспектам человеческой деятельности: это и замысел, и планирование, и реализация определенных действий, и прогнозирование, и оценка результатов и т.п. Кроме того, следует выделить информационное содержание технологического аспекта деятельности. Внутренний, духовный мир человека невозможен без субъективного переживания деятельности, которое формируется также на соответствующем информационном фундаменте. В связи с этим можно сделать следующий вывод: информация буквально пронизывает социальное пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас. Мера соответствующих изменений, и их направления всегда конкретны и индивидуальны. Частично они определяются наличным опытом жизнедеятельности, имеющимся уже личностным тезаурусом и другими сугубо внутренними, интимными для каждого человека факторами. Таким образом, современный человек предстает как продукт длительного и сложного процесса изменения глобального информационного пространства от древнейших исторических эпох до наших дней. Обогащая человека как личность и субъекта социального творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в социальном. Анализируя информационную сферу, связанную со всем социумом, можно сделать вывод, что она неоднородна, многообразна и может неоднозначно преломляться сквозь призму личностной индивидуальности человека. Данные процессы еще более усилились в эпоху постиндустриального общества. Сегодня мы имеет дела с качественно новой информацией и качественно иным информационным пространством.

Глобализация и информатизация оказали значительное влияние на развитие окружающей нас среды. Современная глобальная информационно-коммуникационная система повлияла на многие сферы деятельности: появились новые условия для культурного обмена и взаимодействия, образования, бизнеса, межличностного общения и т.д. Это приводит к стиранию пространственных, временных, социальных, языковых и иных барьеров, а в мире развивается единое информационное пространство.

Формирующееся мощное информационное пространство оказывает значительное влияние на различные сферы и на каждого его участника. «Именно таким путем рождается возможность включения в индивидуальный тезаурус личности и в ее деятельность любых достижений науки, техники, социальной мысли, искусства, культуры в самом общем смысле. Принципиальное значение имеет тот факт, что только через инфильтрацию в универсум информационного пространства общества… любой информационный феномен может стать моментом образовательных программ» . «Информационное пространство весьма неравномерно…: оно состоит из бесконечного множества информационных полей различной сложности, генерируемых и излучаемых разными источниками информации» . Каждый человек существует одновременно в различных информационных пространствах, которые могут быть связаны или автономны. Среди них можно выделить региональные, национальные, профессиональные и т.п. На пересечении этих пространств и находится человек, где формируется его личное информационное пространство.

В современных условиях существенно меняется среда обитания человека, в том числе и информационная. Под информационной средой мы понимаем часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает его деятельность. Информационная среда обитания человека является следствием действия множества факторов: она создается и развивается в непосредственной зависимости от многих причин — развития технических средств и технологий, новых экономических условий и социальных и т.п. Но среда и сама активно влияет на человека и условия его жизнедеятельности. В настоящее время реально существующая информационная среда представляет собой сложное многоаспектное образование. Ее можно охарактеризовать как своеобразную результирующую всех информационных потоков, на пересечении которых находится человек.

Ведущей тенденцией в развитии информационной среды сегодня является ее глобализация, которая происходит на основе развития сетей связи, телевидения и информационно-телекоммуникационных компьютерных сетей. Так, объем информации, хранящейся на серверах сети Интернет, по некоторым данным увеличивается в два раза ежегодно. Следовательно, создается принципиально новая высокоавтоматизированная информационная среда, максимально насыщенная информационно, доступная разным категориям пользователей в любое время и в любом месте. Изменения коснулись не только объема информационных ресурсов: в среде происходят значительные качественные изменения и обновления. В последние годы существенные перемены произошли в составе информационных ресурсов: появились электронные каталоги, базы данных, массивы электронных документов, включая гипертекстовые и мультимедийные. Кроме того, происходят изменения и в способах пользования ими: появился удаленный доступ к цифровым электронным массивам, интерактивный поиск информации, передача файлов, электронная доставка документов и другие результаты внедрения Интернет-технологий. Следует отметить также, что высокая комфортность (получение информации на рабочем месте) и оперативность становятся неотъемлемыми атрибутами интерактивного информационного поиска. Таким образом, информационная среда изменяется, причем очень быстро, и человек должен учитывать данные тенденции в своей жизни и деятельности. Активное использование новых информационных технологий в последнее десятилетие привело к созданию принципиально нового концептуального информационного поля.

Информационная среда характеризуется материальным, информационным и коммуникационным обеспечением. Большое значение для развития информационной среды имеют информационные ресурсы, состояние которых представляет особый интерес на региональном уровне, так как, являясь составной частью интеллектуальной среды территории, они выступают в качестве системообразующего фактора ее развития. Создаваемые и используемые ныне информационные ресурсы позволяют всем категориям пользователей не только эффективно осуществлять свою деятельность за счет местного информационного потенциала, но и использовать информационные возможности страны и мира. В тоже время информационные ресурсы сами являются сложной организационной системой, взаимодействующей с внешней средой, представляя собой саморазвивающийся динамический объект. Современная региональная информационная среда также меняется, но не такими темпами, как в крупных регионах. Если сравнить информационные возможности многих регионов с инфраструктурой мега полисов, то мы видим, что идет отставание. Можно сделать следующий вывод: происходит расслоение территорий по информационному признаку. Поэтому в настоящее время актуальным является создание и развитие информационной среды территории. Но создать такую среду еще не значит повысить качество жизни и деятельности. Решение данной проблемы возможно только в случае эффективного использования всех возможностей среды всеми субъектами. В качестве главного условия выступает повышение уровня информационной культуры всех членов общества. Так, готовность специалиста к самостоятельной информационной деятельности зависит от его информационной культуры, которая является средством гармонизации отношений между информацией и личностью на основе регулирования взаимодействий. Э.П.Семенюк отмечает взаимозависимость информационной культуры субъекта (личности, класса, нации и др.) с информационным пространством, в котором он функционирует, подчеркивая, что достаточный уровень информационной культуры, без которой нельзя обойтись в анализе социальной роли информационного пространства, дает возможность субъекту информационной деятельности лучше в нем ориентироваться и адекватно использовать его компоненты .

Именно информационная культура определяет эффективность информатизации общества, в результате которой происходит накопление информационного и интеллектуального потенциала. Знание, накопленное в обществе, и информация, доступная через информационную среду, характеризуют возможности данного общества решать стоящие перед ним задачи и правильно ставить новые. Данные два понятия можно объединить в одно – информационно-когнитивный потенциал, которое целесообразно использовать для характеристики процесса информатизации. Субъектом информатизации выступает личность, значит, процесс информатизации проходит через когнитивный экран тех индивидуумов, для которых знания являются ценностью. Поэтому надо учитывать не только мир объективных знаний, но и феномен личностных (субъективных) знаний.

Интеллектуальный потенциал охватывает знания и творческие способности личности, которые связаны с феноменом сознания. Вне личности, вне духовного начала знания невозможны, мы будем иметь дело только с оболочкой знаковой системы – информацией, которая не имеет никакого отношения к культуре. Если отсутствует феномен знаний и культуры, информация теряет свое значение, свой смысл. Поэтому важно понять сущность и значение интеллектуального и информационного потенциалов. В процессе накопления, использования и распространения знаний первостепенную роль играют именно личностные импульсы. Накопление информационного и интеллектуального потенциала в результате информатизации и есть культурная аккумуляция. На наш взгляд, данный потенциал выполняет две важнейшие функции: документальной памяти земной цивилизации и образования культурного наследия, а главный итог – портрет цивилизации. Информационно-когнитивный потенциал создается людьми, поэтому следует говорить об информационном взаимодействии субъектов и субъектов – объектов. В данном случае целесообразно обратиться к идеям информологии. В условиях активизации информатизации общества целесообразно использовать фундаментальные информологические положения — представления об инфофонде и инфопотоке, которые можно рассматривать как основные категории, характеризующие данное явление. Под инфофондом понимаем всю информацию, которой располагает общество на данном этапе его развития. Под инфопотоком понимаем ту информация, которая в данный отрезок времени циркулирует в обществе, передается субъектом инфовзаимодействия объекту и используется последним в качестве метасредства социальной деятельности.

Инфогенез имеет в качестве стимулирующих начал «социальный заказ» и действие внутренних информологических законов. Так, не вся производимая в обществе информация социально необходима, и не все входит в активно используемую часть инфофонда. Некоторая информация может быть и вообще не используется в человеческой практике. Но тот факт, что информация не используется здесь и сейчас не означает, что она не потребуется в будущем. Поэтому данный фактор следует учитывать при сохранении культурного наследия. Для нас представляют интерес участники инфовзаимодействия, в котором субъект и объект отличаются по модальности. Под содержанием модуса понимаем соотнесенность его с конкретной социальной или демографической группой. Групп можно выделить несчетное количество, поэтому велико и число вариантов модусов. Что же касается объема модуса, то в роли, как субъекта, так и объекта выступают представители четырех количественных разрядов — индивид, социальная группа, данная социальная система, все человечество. В связи с этим модусы субъекта или объекта могут быть индивидуальными, групповыми, социальными и глобальными. Для прогнозирования и моделирования различных аспектов информатизации это очень важно: модальность необходимо учитывать, ибо она непосредственным образом влияет на все стороны инфовзаимодействия — на количество и качество производимой и потребляемой информации, на ее надежность, активность, эффективность протекания информационных процессов, их ориентацию в координатах пространства и времени. Обмен информацией (с обратной связью) обеспечивает синхронное движение информации, диахронное движение гарантирует передачу (трансляцию) информации от поколения к поколению. С позиций информологии, важным становится синхронное измерение культуры, так как оно позволяет понять отношения между информационными потоками, отношения как внутри, так и вне. Каждый факт культуры можно рассматривать как сообщение, информацию. Трансляция социального опыта – это передача по вертикали блоков информации, содержащих элементы накопленного социального опыта в его общекультурном виде. Именно инфопоток обеспечивает эффективность культурной трансмиссии, а информационное взаимодействие можно рассматривать как механизм человеческого общения. В этом случае язык используется как знаковая система, связывающая людей в единую субъектно-объектную инфоцепь. Облечь в знаковую форму — значит закодировать сведения, а наличие кодирования всегда предполагает декодирование. Эти операции по сути можно определить как потребление информации. Следующий шаг предполагает понимание передаваемого содержания, выявление смысла поступившего сообщения. Здесь особое значение имеет формирование тезауруса — запаса информации, который, постепенно пополняясь, является фундаментом, служит инфобазой любого вида деятельности. Закладка, формирование и развитие тезауруса можно рассматривать в филогенезе (речь идет об общем информационном запасе) и в онтогенезе (когда обсуждается формирование тезауруса отдельного человека). Тезаурусы представляют собой весьма пеструю картину. Таким образом, тезаурус является индикатором уровня развития информационной культуры личности и общества.

В процессе информатизации происходит создание, накопление инфофонда, который и используется в дальнейшем для трансляции культурных образцов. В тоже время инфопоток и инфофонд – это компоненты инфосферы, которые при ряде общих черт несут в себе и существенные различия, касающиеся важных сторон их складывания, функционирования и динамики. Развитие инфосферы следует считать главным результатом информатизации общества, ибо мы стремимся к созданию информационной оболочки Земли.

Для определения сущности информатизации необходимо выделить показатели, которые характеризуют эффективность данного процесса. Данные показатели можно использовать для характеристики информационной среды, определяя степень ее комфортности, доступности, удовлетворения информационных потребностей личности и общества и т.п. Отношения между любым ресурсом и адресованным к нему запросом имеют информационную природу и, соответственно, подчиняются закону сохранения информации, тогда сумма телесных и духовных потребностей (запросов) человека постоянная и равна сумме его телесно и духовно ориентированных возможностей (ресурсов). Саморазвитие любой формы культуры, сводящееся к накоплению ценной информации и ее упорядочению, приводит к росту информационных возможностей социума и индивида. Для культуры, как системы, память – это динамический процесс накопления, хранения и забывания культурных традиций и ценностей. Поэтому в качестве показателя эффективности информатизации по созданию культурного наследия и документальной памяти можно предложить объем духовно-ориентированных ресурсов.

Уровень инфовзаимодействия в рамках диахронных и синхронных связей можно охарактеризовать культурной перпецией. Под культурной перпецией понимаем восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношения к представителям чужой культуры и оценка последней.

Целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества, личности во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Поэтому культурное наследие создается и развивается с ориентацией на потребности общества. В связи с этим мы предлагаем использовать в качестве показателя успешности данной функции информатизации «культурную пертинентность». Культурную пертинентность мы определяем как соответствие культурного наследия действительным потребностям тех, кто в этом наследии заинтересован (индивид, социальная группа, данная социальная система, человечество в целом). При этом учитывается модальность субъектов, о чем мы говорили выше. Представители этих четырех количественных разрядов определяет содержательные параметры инфофондов, инфопотоков, структуру интеллектуального и информационного капитала.

Мы предлагаем также для оценки эффективности информатизации использовать такой показатель, как «культурная релевантность». Культурную релевантность мы определяем как соответствие информационно-интеллектуального потенциала требованиям, выраженным в различных запросах. Тогда культурная релевантность, определяющая эффективность документальной памяти, – объективное понятие (документы релевантные запросу можно подсчитать), релевантность культурного наследия (в оценке которого важное место принадлежит информации) – понятие субъективное.

Человек, создавая новые информационные системы, одновременно становится объектом их обратного воздействия, формирующего тип обратной связи в системе «человек — информационные технологии». В связи с этим можно предвидеть новый виток спирали развития гуманитарной культуры. Для этого витка спирали будут характерны синтетичность рационального и чувственно-образного компонентов восприятия и передачи информации, распространение новых коммуникативных стандартов (общение на вневербальном, мультимедийном уровне), зарождение новых видов искусства (мультимедиа-арт) и т.д. Все активнее будет распространяться виртуализация жизни. В виртуальной реальности у человека появляется возможность непосредственно создавать, творить «внешний мир», окружающую среду, культурное пространство. Сегодня многие отмечают, что происходит замещение реального виртуальным, человек отрывается от конкретных вещей, теряется непосредственная связь с другими людьми и т.д. В связи с этим человек плохо адаптируется к изменениям, но это происходит не только в связи с распространением новых технологий. Компьютерная виртуальная реальность требует от человека и такие важные качества, как целеполагание, творческое мышление, импровизация. Если раньше для выхода в иные миры культуры или для соприкосновения с ними требовалось определенное усилие, фантазия, творчество, интеллектуальное конструирование мира, медитация, аутотренинг, то теперь частично эти функции выполняет компьютер.

В настоящее время процесс информатизации представляет собой сложный и закономерный процесс расширения сферы действия и ускорения информационных процессов, превращения информации в такой же важный вид ресурсов, какими являются материальные и энергетические ресурсы. Эти процессы скрыты от поверхностного наблюдения. Часто они заслонены быстрыми успехами и распространением компьютерных технологий, но именно они являются определяющими в этих успехах. Обеспечение сбора, обработки, хранения, поиска, распространения и использования возрастающих объемов информации становится все более важной и трудной задачей системы научной и технической информации. Поэтому можно утверждать, что сегодня происходит расширение информационных связей между регионами, странами, народами и т.д. В результате контакты и взаимовлияние разных социокультурных систем усиливаются, что может привести и приводит к процессам изменений материальной культуры, обычаев и верований, то есть к аккультурации.

Информатизация, как сложный процесс, имеет и положительные, и отрицательные последствия. В процессе информатизации общества необходимо стремиться к использованию всех его преимуществ, вытекающих из принципиально новых технических и технологических возможностей для индивидуумов и целых сообществ. На уровне отдельного человека – это высококачественные и доступные услуги, на уровне предприятий — это развитие инновативности и эффективности труда с целью обеспечения большей конкурентоспособности. На уровне региона и страны речь идет о максимальном использовании творческого и культурного потенциала, в том числе с помощью развития мультимедийных средств и наполнения их соответствующим содержанием. Успех во многом зависит от уровня информационной грамотности людей, от формирования информационного образа жизни. Развитие информационного общества влечет за собой создание новых видов занятости, а значит, требует специальной подготовки и переподготовки кадров. В этих условиях необходима специальная образовательная кампания. Модернизация образования предполагает, что обучающийся имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, из которой новое знание нужно еще суметь получить. Поэтому обучающиеся должны не просто владеть умениями и навыками работы со все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками: поиск, переработка, распространение. Они должны обладать способностью «с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие – мышление – применение), переводя из хаотического состояния в упорядоченное» . Причем, чем более готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее его профессиональный рост, возрастает его социальная востребованность, тем успешнее он адаптируется в быстро меняющемся мире.

Таким образом, современные технологии в области обработки, передачи, хранения и использования информации стимулировали интенсивность информационного обмена. В этих условиях определяющими факторами развития общества становятся сфера информационных технологий, образование и культура. Мы столкнулись с ситуацией, когда человека часто окружает искусственная информационно-символическая среда. Принцип ноосферизации жизни мирового сообщества позволяет рассматривать вопрос о роли информации в общесоциальном и гуманитарно-личностном аспектах . Как показывают исследования, степень мотивационной готовности населения к использованию новых технологий составляет 72,7%, а практической готовности – 57,2%. Компьютерная грамотность россиян не соответствует необходимому уровню, информационный образ жизни не является нормой жизни в России, а информация пока не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Информационное сознание находится лишь на стадии становления. А ведь именно информационное пространство является культурной средой современного цивилизованного человека. Возможность и способность человека существовать в этом пространстве – это нормы современной культуры цивилизации. Поэтому можно утверждать, что современная информационная среда – это новая форма бытия человека.

Литература:

1.Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. — 1994.- №1.- С. 1-8.
2.Семенюк, Э.П. Научно-техническая информация и образование: поиск новых парадигм /Э.П.Семенюк //НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. – 1998. — №1. – С.1-15.
3.Семенюк, Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества /Э.П.Семенюк //НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. – 1997. — №1. – С.1-12.
4.Урсул, А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) /А.Д.Урсул. – М., 1993. – 275 с.
5.Урсул, А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия /А.Д.Урсул. – М., 1998. – 500 с.

Полный информационный цикл включает рождение инфор-мации, ее накопление, обработку, прием и использование для целей развития системы.

Информационная среда. Это понятие связано с понятием инфор-мационной работы в ее полном цикле. Информационная среда - это весь набор условий для технологической переработки и эффек-тивного использования знаний в виде информационного ресурса. К информационной среде относятся аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации, уровень подготовки кадров - специалистов и пользователей, формы стимулирования, контроля, методы и формы управления, документопотоки, процедуры, рег-ламенты, юридические нормы и т.д. Причем в информационную среду входит не только управляющая подсистема, но и объект. В информационную среду входят рассматриваемые как элементы еди-ной системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла от проектирования до использования.

Информационно-управленческий процесс в его полном виде - не просто сообщение данных, а функционирование ИР - информдинамики, связанной с функционированием всей информационной среды, всех ее элементов, среди которых активными являются люди, а пассивными - технические средства и другие материальные ресурсы. Такой подход очень важен при создании интегрированных АСУ.

С позиций понятия информационной среды удобно дать понятия информационного процесса и информационной технологии. Под информационным процессом понимается функционирование всех элементов информационной среды и всех факторов, обеспечивающих появление новых знаний, их передачу, переработку, использование и воздействие на объект рассматриваемой системы. В соответствии с этим под информационной технологией следует понимать не только основанную на ЭВМ вычислительную систему, но и всю автоматизированную среду получения, передачи, переработки, использования знаний в виде информации и их воздействия на объект.

Существуют понятия социальной, экономической, производст-венной, интеллектуальной, информационной и вычислительной сред. Все это среды социальных систем, разные ракурсы их рассмотрения. Если понятие интеллектуальной среды характеризует условия функционирования всего потенциала знаний (овеществленной информации), то понятие информационной среды более узкое и от-носится только к условиям функционирования социальной ин-формации, знаний в виде сообщений. Что касается вычислительной или программно-вычислительной среды, то она является элементом информационной среды.

Следующими фундаментальными понятиями информатики как науки о движущей силе информации в социальных системах являются понятия информационного поля и его напряженности. В кибернетической самоорганизующейся системе управляющая под-система осуществляет целеполагание для объекта и удерживает его в заданном целевом русле функционирования и развития. Взаи-модействие целевого, проектируемого и исходного состояний кибернетической системы, а также ее элементов осуществляется посредством информационных полей, напряженности которых соз-даются либо постановкой объекту цели, либо ухудшением исходного состояния системы, т.е. появлением дополнительных ограничений в ее динамике.