Подготовка фотографии для интернета. Секреты профессионала: использование Adobe Photoshop CS4 для подготовки фотографий к размещению в интернете Что можно сделать на странице и со страницей


По существу, Lightroom представляет собой искусно организованную базу данных фотографий, и самое замечательное, что в ней отслеживаются все импортированные фотографии - даже если они уже отсутствуют на компьютере. Так, если импортировать фотографии, хранящиеся на внешнем накопителе на дисках, то даже после отключения этого накопителя миниатюрные изображения фотографий по-прежнему остаются в базе данных Lightroom, что дает возможность продолжить работу с ними, а после повторного подключения внешнего накопителя - присоединить настоящие фотографии. Это, конечно, очень удобно, по прежде следует все же загрузить фотографии в Lightroom, что мы теперь и сделаем.

Фотографии, которые вы загружаете в Lightroom, скорее всего, находятся в вашей цифровой фотокамере (а точнее - в ее карте памяти) или же на вашем компьютере (т. е. они уже перенесены из цифровой фотокамеры на компьютер). Начнем с импорта фотографий из карты памяти в фотокамере. Если вы открыли Lightroom и подключили фотокамеру или же устройство считывания с карт памяти к своему компьютеру, то появится приведенное на рисунке слева диалоговое окно Import Photos (Импорт фотографий).

Примечание: если вы не хотите импортировать фотографии из карты памяти прямо сейчас, то просто щелкните на кнопке Cancel (Отмена), и данное диалоговое окно исчезнет. В конце этой главы будет показано, как исключить автоматическое появление диалогового окна Import Photos, чтобы оно вам не докучало. Если вы отмените импорт фотографий в диалоговом окне Import Photos, то можете всегда вернуться к нему, щелкнув на кнопке Import в нижней части левой области боковых панелей модуля Library (фотоархив), входящего в состав Lightroom. Если же фотокамера или устройство считывания с карт памяти по-прежнему подключены к компьютеру, то появится более мелкое окно Import. Щелкните в этом окне на кнопке, обозначающей тип вашей фотокамеры или устройства считывания с карт памяти, или же на расположенной ниже кнопке, если требуется выбрать файлы изображений, которые уже находятся на компьютере. В данном случае следует щелкнуть на верхней кнопке.

Рекомендуется установить флажок Show Preview (Делать предварительный просмотр), расположенный в левом нижнем углу диалогового окна Import Photos, чтобы предварительно просматривать фотографии, находящиеся в карте памяти. Подобным образом вы можете выбирать импортируемые изображения по отдельности или же все вместе (по крайней мере, у вас есть возможность для выбора подходящего варианта). После установки флажка Show Preview, обведенного кружком на рисунке, в правой части диалогового окна появится область Preview, как показано на том же рисунке. Ползунок, расположенный справа внизу под миниатюрными изображениями фотографий, позволяет регулировать размер этих изображений. Так, если требуется сделать миниатюрные изображения крупнее, переместите этот ползунок вправо.

Совет: обновление версии Lightroom 1
Если вы переходите от версии Lightroom 1 (или версий 1.1-1.4, в зависимости оттого, как часто вы обновляли данное приложение), то при запуске Lightroom 2 на выполнение в первый раз вы получите запрос на импорт любых существующих каталогов, с которыми вы уже работали в версии Lightroom 1. Разумеется, вы можете отказаться от такого импорта и начать с создания совершенно нового каталога. Но если в дальнейшем вам потребуется импортировать один или более старых каталогов, то выберите из главного меню команду File → Open Catalog (Файл" → Открыть каталог), перейдите к старому каталогу, щелкните на кнопке Import, и тогда ваш старый каталог обновится, чтобы работать с ним в Lightroom 2.

По умолчанию все фотографии в упомянутой выше области Preview выбираются для импорта (именно поэтому в левом верхнем углу каждого миниатюрного изображения установлен флажок). Если же вы обнаружите ряд фотографий, которые вам не нужно импортировать, просто сбросьте флажки в их миниатюрных изображениях. А что если в карте памяти находится более 300 фотографий, а вам требуется импортировать из них лишь десяток? В таком случае щелкните на кнопке Uncheck АН (Сбросить все флажки), расположенной в нижней части области Preview, нажмите клавишу (в дальнейшем просто «Cmd»; в Macintosh) или же клавишу «CtrI» (в Windows) и щелкните по очереди на тех фотографиях, которые требуется импортировать. Затем установите флажок в любом из миниатюрных изображений выбранных фотографий, чтобы отметить сразу все эти фотографии для импорта.

Совет: выбор нескольких фотографий
Если несколько требуемых фотографий следуют подряд, то щелкните сначала на первой из них, нажмите клавишу «Shift», а затем перейдите к последней фотографии и щелкните на ней, чтобы выбрать сразу все промежуточные фотографии.

Раскройте список File Handling (Обработка файлов) в левом верхнем углу упомянутого выше диалогового окна Import Photos, как показано на рисунке слева, чтобы выбрать из него вариант копирования фотографий из карты памяти и их импорта в Lightroom в неизменном виде либо с предварительным преобразованием в формат DNG компании Adobe (если вы не знакомы с преимуществами формата DNG, перейдите к с. 47). Но какой бы вариант вы ни выбрали, он все равно будет правильным, поэтому выберите пока вариант Copy Photos to a New Location and Add to Catalog (Скопировать фотографии в новое место и добавить в каталог), в соответствии с которым фотографические изображения копируются из карты памяти на компьютер (или же внешний накопитель на жестких дисках) и затем импортируются в Lightroom. В любом случае оригиналы фотографий не удаляются из карты памяти, а только копируются, поэтому при появлении серьезных осложнений во время импорта (а такое вполне возможно) оригиналы фотографий по-прежнему остаются в карте памяти.

Теперь мы подошли к тому, чтобы указать Lightroom место для хранения импортируемых фотографий. Это делается в области Сору То (Куда копировать), расположенной ниже раскрывающегося списка File Handling. Справа от метки Сору То указывается выбираемое по умолчанию место для сохранения фотографий, импортируемых в Lightroom, но вам нужно щелкнуть на кнопке Choose (Выбрать), как показано на рисунке слева, и перейти к папке My Lightroom Photos, которую вы создали ранее (на шаге 1) на своем компьютере или же на внешнем накопителе на жестких дисках, подключенном к компьютеру. Далее щелкните на кнопке Choose в открывшемся диалоговом окне Choose Folder (Выбор папки), после чего выбранные вами фотографии будут скопированы из карты памяти в папку My Lightroom Photos в процессе их импорта в Lightroom.

Совет: преобразование изображений в формат DNG
Если вы не выбрали из раскрывающегося списка File Handling вариант Copy Photos as Digital Negative (DNG) and Add to Catalog (Скопировать фотографии в формате цифрового негатива (DNG) и добавить в каталог) и вам требуется сохранить импортированные фотографии в формате DNG, то вы можете всегда преобразовать любую импортированную в Lightroom фотографию в данный формат, щелкнув на ней и выбрав из главного меню Lightroom команду Library → Convert to DNG (Фотоархив → Преобразовать в формат DNG). Несмотря на то что формально изображения форматов JPEG и TIFF могут быть преобразованы в формат DNG, это на самом деле не дает никаких преимуществ, и поэтому я лично преобразовываю в данный формат только необработанные цифровые изображения формата RAW. В этом случае файл изображения формата DNG заменяет файл изображения формата RAW, отображаемого в Lightroom, но сам файл формата RAW по-прежнему остается в той же самой папке на компьютере, хотя в Lightroom предоставляется возможность удалить исходный файл формата RAW в процессе его преобразования в формат DNG. Именно такой вариант я обычно и выбираю, поскольку файл формата DNG включает в себя необработанное исходное изображение формата RAW.

Далее вам предстоит выбрать из раскрывающегося списка Organize (Организовать) способ организации изображений после их импорта. Если щелкнуть на раскрывающемся списке Organize, то в нем появятся разные варианты выбора. На первый взгляд, такой список может показаться довольно сложным, но на самом деле в нем имеются лишь два возможных варианта. Так, при выборе варианта Into One Folder (В одной папке) все фотографии свободно располагаются в главной папке My Lightroom Photos и не организуются в собственные отдельные папки. Поэтому прежде чем выбирать этот вариант, рекомендуется установить сначала флажок Put in Subfolder (Поместить в подпапку), а затем ввести имя папки в поле справа от этого флажка, как показано на рисунке. Благодаря этому фотографии будут импортированы в отдельную папку, созданную внутри главной папки My Lightroom Photos. В противном случае все импортированные фотографии очень быстро перемешаются в полном беспорядке. Второй вариант выбора из раскрывающегося списка Organize рассматривается на следующем шаге данного упражнения.

Второй вариант выбора из раскрывающегося списка Organize состоит в том, чтобы организовать фотографии в отдельные папки по дате. Все варианты, начинающиеся в данном списке со слов By Date (По дате), позволяют выбрать наиболее подходящий формат даты. И все они позволяют разместить фотографии в папке отдельного года. Так, если вы импортируете снимки, сделанные в 2008 году, то они автоматически окажутся в папке 2008, создаваемой внутри папки My Lightroom Photos. Поэтому среди рассматриваемых здесь вариантов вы фактически выбираете папку, которая окажется внутри папки отдельного года, например 2008. Так, если вы импортируете фотографии, снятые 4 августа 2008 года, то можете выбрать для них папку с именем 08-04,2008-08-04 или August 04. На рисунке слева показано, что если выбрать вариант даты с косой чертой, то папка, создаваемая внутри папки отдельного года, будет называться по тому, что следует после косой черты.

Если выбрать из раскрывающегося списка Organize вариант организации фотографий по дате без косой черты после указания года, т. е. один из трех вариантов, находящихся в нижней части данного списка, то вместо создания папки 2008, а затем еще одной папки с указанием месяца и дня в данном случае внутри папки My Lightroom Photos создается новая папка с указанием полной даты аналогично любой другой папке. Так, если выбрать вариант 2005 Dec 17, то внутри папки My Lightroom Photos будет создана папка 2008 August 04 без дополнительной папки 2008. Следовательно, выбор наиболее подходящего варианта сохранения и организации импортируемых фотографий по дате остается за вами.

Если вы, как и я, храните несколько съемок в одной карте памяти (я, например, часто снимаю целый день на одну карту памяти, а несколько дней спустя использую ту же самую карту в своей фотокамере), то можете воспользоваться еще одним преимуществом организации импортируемых фотографий по дате, которое позволяет отображать отдельные съемки из карты памяти по их дате, как показано на рисунке. При этом в Lightroom будут импортированы только те съемки, которые в списке отмечены флажком слева. Поэтому если вам требуется импортировать съемки по конкретным датам, то сбросьте флажки рядом с теми датами съемок, которые вам не нужны.

И последнее свойство сохранения и организации импортируемых фотографий по дате способно приятно удивить вас своим особым удобством. С его помощью вы можете переименовать папки, чтобы создавать их не по дате импортируемых фотографий, а по специально указываемому имени. Для этого дважды щелкните на конкретной дате в списке съемок, чтобы выделить строку с этой датой и ввести вместо нее специальное имя папки. После ввода специального имени папки нажмите клавишу «Return» (в Macintosh) или же клавишу «Enter» (в Windows), и выбранная съемка появится в отдельной папке с указанным специальным именем внутри папки My Lightroom Photos. Этим способом я часто пользуюсь в своей работе при импорте изображений из разных съемок. Ниже списка съемок по дате находятся еще два флажка, не требующие особых пояснений. Я лично всегда оставляю их установленными, поскольку не хочу дублировать импортируемые фотографии, тратя на них драгоценное место на жестком диске, а после импорта в Lightroom моя карта памяти извлекается автоматически.

В нижней части области File Handling находится флажок Backup То (Куда выполнять резервное копирование). Если установить этот флажок, а это совершенно необходимо, то автоматически создаются резервные копии импортируемых фотографий (в идеальном случае на отдельном жестком диске), что дает возможность всегда вернуться к резервно скопированным оригиналам фотографий. В итоге на компьютере (или внешнем накопителе) имеются рабочий набор фотографий для экспериментирования, правки или изменения, а также резервно скопированные нетронутые их оригиналы в виде цифровых негативов. Лишь после того, как будут получены две копии фотографий: одна - на моем компьютере (или внешнем накопителе), а другая - на резервном накопителе, я стираю все фотографии в карте памяти своей фотокамеры.

Для того чтобы данное свойство резервного копирования приносило известную пользу, резервные копии фотографий необходимо сохранять на отдельном внешнем накопителе на жестких дисках. Выполнять резервное копирование фотографий в другую папку на том же самом компьютере (или внешнем накопителе), где хранятся импортированные фотографии, не рекомендуется. Ведь если жесткий диск компьютера или внешнего накопителя выйдет из строя, то утеряны будут как рабочие, так и резервные копии фотографий. Именно поэтому резервные копии фотографий следует непременно сохранить на отдельном внешнем накопителе на жестких дисках. Для этого присоедините такой накопитель к компьютеру, щелкните на кнопке Choose, расположенной справа от флажка Backup То в диалоговом окне Backup Folder (Резервная папка), а затем выберите данный накопитель (ниже метки Devices (Устройства) на боковой панели Finder (Искатель) в Macintosh или же метки My Computer (Мой компьютер) в Windows). Не забывайте соблюдать простоту организации папок с фотографиями внутри папки My Lightroom Photos.

Если вы сохраняете оригиналы своих фотографий на внешнем накопителе на жестких дисках, то это означает, что у вас, скорее всего, имеются два таких накопителя: один - для рабочих копий фотографий, а другой - для их резервных копий. Многие фотографы приобретают два составных (располагаемых друг на друге) небольших внешних накопителя на жестких дисках, присоединяя один из них кабелем интерфейса FireWire (в Macintosh) или же IEEE 1394 (в Windows), а другой - кабелем интерфейса USB ?, Конечно, такое удовольствие обходится недешево, но если однажды вы утратите все свои цифровые фотографии, то не постоите за ценой, чтобы вернуть их. Не лучше ли вместо этого заплатить намного меньше за резервный внешний накопитель на жестких дисках и спать спокойно?

Но что если вы импортируете фотографии не из карты памяти, а непосредственно из своего компьютера? В этом случае импорт фотографий осуществляется намного быстрее и проще, поскольку вам не нужно принимать множество разных решений (если вы следовали всем приведенным выше инструкциям, то все ваши фотографии уже должны располагаться в папке My Lightroom Photos). Итак, выберите из главного меню команду File → lmport Photos или нажмите комбинацию клавиш «Cmd+Shift+l» (в Macintosh) либо «Ctrl+Shift+l» (в Windows), выберите фотографии, которые требуется импортировать, и щелкните на кнопке Choose. Далее выберите в открывшемся диалоговом окне Import Photos вариант Add Photos to Catalog Without Moving (Добавить фотографии в каталог без перемещения) из раскрывающегося списка File Handling. Единственный флажок в данном случае предотвращает, если он установлен, повторный импорт фотографий, которые в Lightroom считаются дублированными. После щелчка на кнопке Import фотографии не копируются и не перемещаются, а просто добавляются в каталог Lightroom, что дает возможность манипулировать ими, править их и распечатывать аналогично фотографиям, импортированным из карты памяти.

Следующая снизу область в диалоговом окне import Photos называется File Naming (Именование файлов). Примечание: область File Naming доступна лишь в том случае, если из раскрывающегося списка File Handling выбраны варианты копирования или перемещения импортируемых фотографий. По умолчанию в Lightroom используется текущее имя файла фотографического изображения, как показано на верхнем рисунке слева. Иными словами, в Lightroom сохраняется практически бесполезное имя файла изображения, присвоенное в цифровой фотокамере, например DSC01869.JPG. Можно ли по такому имени найти фотографию горного потока?

В настоящее время существует, вероятно, столько же схем обозначения фотографий, сколько и самих фотографий в карте памяти, и в Lightroom встроена одна из самых распространенных схем в виде шаблонов именования файлов.

Их перечень можно посмотреть, щелкнув на раскрывающемся списке Template (Шаблон).

Идеального способа именования файлов фотографических изображений не существует, поскольку это дело личных предпочтений. Я лично переименовываю импортируемые фотографии, присваивая их файлам имена, описывающие конкретную съемку. Например, файлы моих изображений могут носить такие имена, как Boston. JPG. Это упрощает мне поиск такого изображения по имени, даже не просматривая его, поскольку я точно знаю, что искомая фотография была снята в Бостоне. Если же я снимал в этом городе несколько раз, то в имя файла изображения я обычно включаю год съемки, например 2008 Boston, JPG. А если я снимал несколько дней, то именую файлы изображений следующим образом: Boston 1.JPG и Boston 2. JPG. Для переименования фотографий выберите вариант Custom Name (Специальное имя) из раскрывающегося списка Template в области File Naming и введите требуемое имя в поле Custom Text (Специальный текст). В Lightroom файлы изображений нумеруются автоматически, поэтому после окончательного переименования они будут иметь, например, следующие имена: Boston 2. JPG, Boston 2-1. JPG, Boston 2~2.JPG и т. д.

Совет: несколько карт памяти на одну съемку
Если в течение съемки одного и того же объекта вы использовали несколько карт памяти, то вам придется выбрать вариант Custom Name - Sequence (Специальное имя - последовательность) из раскрывающегося списка Template. В этом случае в поле Start Number (Начальный номер) вы можете указать номер, с которого требуется импортировать изображения из каждой карты памяти, как показано на рисунке, вместо того чтобы начинать каждый раз импорт фотографий с номера 1, как в шаблоне Custom Name. Так, если вы импортировали 236 фотографий из первой карты памяти, то начать нумерацию фотографий, импортируемых из второй карты памяти, вам следует с номера 237, чтобы сохранить последовательность кадров съемки одного и того же объекта. А после импорта фотографий из второй карты памяти, где их было, например, 244, продолжить нумерацию фотографий, импортируемых из третьей карты памяти, можно с номера 481. Для этого не требуется никаких математических расчетов. Нужно лишь посмотреть номер в имени файла последнего импортированного изображения и добавить к нему 1 в поле Start Number.

И последнее замечание относительно переименования файлов изображений: если вы не обнаружите нужный вам шаблон в области File Naming, то можете всегда создать собственный шаблон, который затем появится в раскрывающемся списке Template данной области как встроенный. Для этого выберите из главного меню команду Edit Template (Правка, Шаблон), по которой откроется диалоговое окно для создания шаблона, приведенное на рисунке слева. Примечание: пошаговая процедура создания подобных шаблонов приведена далее в этой главе. Но если вы не хотите больше ждать, то перейдите к с. 40, чтобы узнать, как создать собственный шаблон File Naming. Сохранив вновь созданный шаблон, вернитесь к тому, на чем вы остановились, чтобы продолжить работу дальше. Далее выберите новый или же встроенный шаблон Custom Name (если вы решили не создавать шаблон) из раскрывающегося списка Template в области File Naming диалогового окна Import Photos и перейдите к следующей, рассматриваемой далее области данного окна.

В следующей ниже области Information to Apply (Информация для применения) диалогового окна Import Photos можно выбрать до трех разных вариантов настроек, автоматически применяемых к вашим фотографиям при их импорте. Из первого раскрывающегося списка Develop Settings (Параметры настройки проявки) выбираются предварительно заданные настройки или так называемые предустановки тоновой коррекции (как встроенные, так и специально созданные вами в модуле Develop (Проявка)). Допустим, что ваша фотокамера всегда делает снимки со слишком заметным, на ваш взгляд, красноватым оттенком, что вынуждает вас постоянно корректировать полученные фотографии в сторону уменьшения красного. С этой целью вы можете создать предустановку для автоматического устранения красноватого оттенка в каждой фотографии, импортируемой из вашей фотокамеры. Таким образом, оказавшись в Lightroom, они будут уже откорректированы так, как вам нужно. Согласитесь, что это очень удобно. О том, как создавать и применять специальные предустановки проявки, вы узнаете из главы 4, а до тех пор оставьте без изменения исходный вариант None (Отсутствуют) в раскрывающемся списке Develop Settings.

Из следующего раскрывающегося списка Metadata (Метаданные) можете выбрать варианты встраивания личных данных авторского права, контактной информации, прав использования, надписей и другой информации, сохраняемой непосредственно в каждом файле фотографического изображения при его импорте. Для этого вам нужно ввести сначала личные данные авторского права, контактную и прочую информацию в шаблон под названием Metadata, и как только вы сохраните этот шаблон, он сразу же появится в раскрывающемся списке Metadata, как показано на рисунке слева. Не ограничиваясь одним шаблоном, можете пользоваться и другими шаблонами для самых разных целей. Подробнее о том, как создается шаблон Metadata, речь пойдет на с. 48, поэтому вы можете отвлечься на пару минут и создать свой первый шаблон, а затем вернуться к тому, на чем остановились, и выбрать этот шаблон метаданных из упомянутого выше раскрывающегося списка. Действуйте смелее, ведь это совсем не трудно.

Итак, вернувшись к данному упражнению (и убедившись в том, что создать шаблон метаданных не составляет особого труда), перейдите к третьему, очень важному параметру настройки в области Information to Apply - полю Keywords (Ключевые слова). Ключевые слова служат в качестве критериев поиска, встраиваемых в фотографии при их импорте в Lightroom. Благодаря этому упрощается дальнейший поиск фотографий по одному из таких ключевых слов. На данной стадии следует выбирать самые общие ключевые слова, подходящие для каждой импортируемой фотографии. Так, для упрощения поиска фотографий зданий, приведенных на рисунке, достаточно поместить курсор в поле Keywords и щелкнуть один раз кнопкой мыши, а затем ввести общие для них ключевые слова, например, Boston, buildings, architecture (Бостон, здания, архитектура). Каждое слово или фраза отделяется запятой, а сами слова следует выбирать достаточно обобщенными для всех импортируемых фотографий (например, слова "коричневые здания" в данном случае не годятся, поскольку не все здания на приведенных справа фотографиях окрашены в коричневый цвет).

Совет: выбор ключевых слов
Выбирая ключевые слова, я обычно задаю себе следующий вопрос: "Если бы я попытался найти эти же фотографии несколько месяцев назад, то какие слова я бы, скорее всего, ввел в поле Find (Найти)?" Подобрав эти слова, я пользуюсь ими. Такой критерий выбора ключевых слов действует на самом деле не так плохо, как кажется на первый взгляд.

В нижней части области information to Apply находится раскрывающийся список Initial Previews (Режимы предварительного просмотра), из которого можно выбрать режим, определяющий быстроту отображения фотографий при их предварительном просмотре в Lightroom. В данном случае вы принимаете решение по критерию качества отображения, поскольку чем выше выбранное качество предварительного просмотра, тем больше времени требуется для такого просмотра в Lightroom. У вас имеются четыре варианта выбора, а преимущества и недостатки каждого из них будут рассмотрены далее.

Независимо от выбранного режима предварительного просмотра, каждая импортируемая в Lightroom фотография предварительно просматривается в виде миниатюрного изображения с низким разрешением в формате JPEG, подобно тому как она отображается на экране ЖКИ, расположенном на задней стенке корпуса цифровой фотокамеры. Поэтому миниатюрные изображения фотографий появляются в модуле Library приблизительно с одинаковой скоростью, учитывая их низкое разрешение, исходно выбираемое для предварительного просмотра. Но совсем другое дело, если вы попытаетесь увеличить фотографию. Так, если вы выбрали режим Embedded & Sidecar (Встроенный и сопроводительный), обеспечивающий самый быстрый предварительный просмотр, то, когда вы дважды щелкнете на фотографии, вам придется немного подождать, пока на экране не появится более крупный предварительно просматриваемый вид этой фотографии (в это время на экран выводится сообщение Rendering Preview (Визуализация предварительно просматриваемого вида)). Если же вы попытаетесь сделать изображение еще крупнее, то вам придется ждать еще дольше (в этом случае на экране появится сообщение Rendering: Higher Quality (Визуализация с повышенным качеством)). Дело в том, что предварительно просматриваемый вид изображения с более высоким качеством не формируется в Lightroom до тех пор, пока вы не попытаетесь его увеличить.

Следующим по быстроте отображения является режим предварительного просмотра Minimal (Минимальный), в котором также выбираются миниатюрные изображения с низким разрешением, сформированные фотокамерой в формате JPEG. Но после их загрузки в Lightroom начинается загрузка миниатюрных изображений с более высоким разрешением, которые похожи в большей степени на изображения повышенного качества в укрупненном виде, хотя предварительно просматриваемый вид по-прежнему остается мелким. Для отображения в режиме предварительного просмотра Standard (Стандартный) требуется значительно больше времени, поскольку визуализация предварительно просматриваемого вида выполняется с повышенным разрешением, как только будут загружены предварительно просматриваемые виды с низким разрешением в формате JPEG. Но после этого ждать визуализации укрупненного (до первого уровня) предварительно просматриваемого вида любой импортированной фотографии уже не придется: если дважды щелкнуть на любой из них, то она сразу же отобразится по размеру главного окна на экране без какой-либо задержки на визуализацию. Если же вы попытаетесь сделать фотографию еще крупнее, то получите сообщение Rendering: Higher Quality, и вам придется подождать несколько секунд.

В режиме предварительного просмотра 1:1 фотографии представлены во время импорта миниатюрными изображениями с низким разрешением, а затем визуализируются с наивысшим для предварительного просмотра качеством, что позволяет увеличивать их сколько угодно и без каких-либо задержек. Но этому режиму присущи два недостатка. Во-первых, он отличается заметной медлительностью. Так, щелкнув на кнопке Import, вам придется сделать перерыв на одну или даже две чашки чаю, но, вернувшись к работе, вы уже сможете увеличивать любую импортированную фотографию практически мгновенно, не получая досадных сообщений о ходе процесса визуализации изображения. И во-вторых, крупные предварительно проема гриваемые виды с высоким разрешением сохраняются в базе данных Lightroom, в результате чего размер файла базы данных заметно увеличивается, причем до такой степени, что в Lightroom допускается автоматическое удаление предварительно просматриваемых видов в режиме 1:1 по истечении определенного периода времени (через день, неделю или даже 30 дней). Так, если вы не просматривали определенный ряд фотографий в течение 30 дней, то Lightroom автоматически удалит их виды, предварительно просматриваемые с высоким разрешением, поскольку посчитает, что они вам уже не нужны. Для того чтобы задать подходящий срок для такого удаления, выберите из главного меню команду Edit → Catalog Settings (ПравкаОПараметры настройки каталога), выберите сначала вкладку File Handling, а затем соответствующий вариант из третьего сверху списка (на рисунке показан выбранный срок после 30 дней).

Какой же режим предварительного просмотра выбрать? Я лично предпочитаю режим Embedded & Sidecar, поскольку мне требуется как можно быстрее увидеть миниатюрные изображения импортируемых фотографий, чтобы сразу же приступить к их сортировке. Если я щелкну на выбранном миниатюрном изображении, то мне придется немного пождать, пока предварительно просматриваемый вид фотографии не визуализируется с более высоким разрешением. Но поскольку я увеличиваю не все фотографии подряд, а только наиболее подходящие, мне приходится ждать визуализации с более высоким разрешением лишь тех изображений, на которых я щелкнул дважды (это идеальный режим работы для таких людей, как я, которым требуется получить удовольствие незамедлительно). Но если вы на почасовой оплате, то выберите режим 1:1, чтобы увеличить количество оплачиваемых вам рабочих часов (это, конечно, шутка).

Я попробовал определить, сколько времени мне потребуется на предварительный просмотр всего лишь 14 изображений формата RAW, импортированных в Lightroom из карты памяти. И вот какие результаты мне удалось получить в разных режимах предварительного просмотра.

Режим Embedded & Sidecar: 19 секунд Режим Minimal: 21 секунда Режим Standard: 1 минута 15 секунд Режим 1:1:2 минуты 14 секунд

Как видите, на предварительный просмотр в режиме 1:1 ушло в 7 раз больше времени, чем на такой же просмотр в режиме Embedded & Sidecar. Возможно, это и не так существенно для 14 фотографий, но что если их 140 или 340? Теперь, вооружившись подобной информацией, вы сможете правильно подобрать режим предварительного просмотра, наиболее подходящий для вашего рабочего процесса. Так, если вы занимаетесь фотографией и привыкли увеличивать каждый снимок для проверки резкости и детализации, то вам, возможно, стоит выбрать режим 1:1 и дождаться визуализации предварительно просматриваемых видов всех импортированных фотографических изображений, прежде чем приступать к работе с ними. А если вы, как и я, предпочитаете быстрый просмотр фотографий и увеличение только тех из них, которые действительно заслуживают внимания (возможно, 15 или 20 из всех импортируемых изображений), то целесообразнее выбрать режим Embedded & Sidecar. Если же вы просматриваете фотографии, главным образом, в полноэкранном режиме, но увеличиваете их нечасто, то вам может больше подойти режим Standard. Но если вам требуются миниатюрные изображения, которые точнее представляют фотографии, визуализированные с высоким качеством, то выберите режим Minimal. Итак, выбрав наиболее подходящий режим предварительного просмотра из раскрывающегося списка Initial Previews, щелкните на кнопке Import, расположенной в правом нижнем углу диалогового окна. После импорта фотографии появятся в модуле Library в сеточном виде (Grid), как показано на рисунке слева. Прежде чем щелкнуть на кнопке Import, вам пришлось сделать целых 25 шагов представленного здесь упражнения, а в реальной ситуации на работу в данном диалоговом окне обычно уходит не больше минуты, если, конечно, предварительно установлены метаданные, шаблоны именования файлов и пр. Но эта минута позволит вам сэкономить целые часы рабочего времени и избавиться от многих неприятностей в ходе последующей обработки изображений.

Фотографии в дневнике, кроме постов, можно добавлять в фотоальбом, создав в нем серии фотографий. При этом, размеры фотографий могут превышать допустимые 700-900 пикселей для постов дневника.

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

  • включение ссылки «Фотоальбом» в верхней части дневника
  • включение блока «Фотоальбом» в левой панели и в профиле дневника
  • загрузка в альбом сразу нескольких фотографий
  • удаление фотографий и серий

Фотоальбом предназначен для хранения больших фотографий, которые можно опубликовать в дневнике в исходном размере или уменьшенном, а также в виде небольших картинок-превью, при нажатии на которые откроется страница альбома с большой фотографией.

Для перехода к фотоальбому можно использовать ссылку «Фотоальбом» в верхней части дневника, над записями.

В настройках слева выберите «Параметры» и вкладку «Навигация», а затем в опции «Фотоальбом» отметьте «Да».

Включение блока «Фотоальбом» в левой панели и в профиле дневника

В настройках дневника слева выберите меню «Блоки».

В разделе «Правая панель - Блоки в ротации» в опции «Фотоальбом» выберите «Показывать всем» или «Только хозяину» и отметьте «Показывать в дневнике», чтобы блок также показывался в левой панели.

После включения (см. предыдущий параграф), в левой панели и в профиле дневника появится блок «Фотоальбом» со ссылкой «Добавить».

В пункте «Я хочу закачать больше чем одну, но не более … фотографий!» можно выбрать количество от 5 до 20 изображений для одновременной загрузки. Подробнее напишем далее.

При загрузке одночной фотографии в альбом укажите ниже «Название» и «Описание».

«Уменьшить картинку до размеров экрана» — если снять галочку, то изображение загрузиться в исходном размере.

«Подписать фотографию» — на изображение будет помещена ссылка на дневник.

Справа выберите жанр фотографии, серию в вашем альбоме или напишите название новой серии, в которую будет помещена фотография.

После загрузки откроется страница фотоальбома, где сверху расположена кнопка «Добавить» фото, а ниже серии фотографий и отдельные фотографии.

Чтобы загрузить несколько фотографий, нажмите ссылку «Добавить» в блоке «Фотоальбом» или кнопку «Добавить фото» на странице альбома (см. предыдущий параграф).

Выберите количество фотографий - загружаемых фотографий должно быть меньше или равно указанному числу. Нажмите кнопку «ОК».

Укажите общее описание серии, категорию и серию (справа), назовите фотографии, выберите на компьютере все фотографии с помощью кнопок «Выберите файл».

Другой способ загрузки нескольких фотографий

При добавлении фотографий вверху можно увидеть сообщение: «Работает удобная возможность загрузить до нескольких сотен фото за раз (в том числе одним архивом или через Picasa) с помощью приложения "Я-фотограф". Настройка параметров подписи фото, публикации в сообщение дневника». Подробнее о добавлении практически любого количества фотографий за один раз можно прочитать, например, в этом посте (смело жмите «на сайт»).

Удаление фотографий и серий

Для удаления фотографии перейдите в альбом (например, по ссылке вверху дневника).

Отметьте «Удалить» и нажмите кнопку «ОК». Обратите внимание, чтобы можете не удалять фотографию, а заменить ее: вместо «Удалить», нажмите кнопку «Выбор файла» и далее - всё, как при обычной загрузке. Также при редактировании можно выбрать другую серию для переноса в нее фотографии.

Для удаления серии фотографий перейдите в фотоальбом и нажмите ссылку «Редактировать серии».

Напротив выбранной серии нажмите красную кнопку для ее удаления. Обратите внимание, что все фотографии этой серии будут перемещены в серию «Общая». Фотографии можно удалять только по одной.

Подготовке любого цифрового изображения, читаемого графическим редактором Adobe Photoshop, будь то PSD-файла, TIF-изображения или «большой» JPEG-картинки, к публикации на сайте, в форуме или социальных сетях, а также к пересылке по электронной почте. Другими словами, «джейпег» для Интернет. В рифму получилось.

Безусловно, форматы изображений, которые умеет читать Photoshop, едва ли исчерпываются названными тремя. И что приятно, большинство можно перевести в JPEG. Вне зависимости от исходного формата в Photoshop существуют два пути «джейпегизации». Возможность выбирать приятна вдвойне. Оба пути различаются. Внешние отличия обнаруживаются невооружённым взглядом, отличия в назначении («Каким путём следовать?») я выделю специально.

В настоящем уроке я представлю две пошаговые инструкции с необходимыми теоретическими «вкраплениями». Он рассчитан на то, чтобы показать Вам, как оптимально сохранить свой виртуальный рисунок, коллаж или фотографию в широко распространённом формате JPEG. Последний наиболее эффективен для изображений с плавными цветовыми переходами.

Для закрепления и расширения полученных знаний, а также в целях выработки навыка, я подготовил соответствующие упражнения. Предлагаю Вам их выполнить, а затем опубликовать свои результаты в комментариях к настоящему уроку. Опробуйте в «полевых условиях» свой навык!

Первый способ

1 шаг

Открываю исходное изображение в Photoshop. В моём случае это файл с названием «Пример.psd», содержащий нарисованный шар.

Нажимаю на клавиатуре сочетание клавиш «Ctrl», «Shift» и клавиши, обозначенной латинской буквой «S» либо выбираю в главном меню «Файл» («File») > «Сохранить Как…» («Save As…»). Появляется диалоговое окно с заголовком «Сохранить как».

2 шаг

Выбираю месторасположение будущего JPEG-изображения. В поле «Имя файла» ввожу новое название картинки, если необходимо. В ниспадающем списке «Тип файла» выбираю формат «JPEG (*.JPG, *.JPEG, *.JPE)».

Параметры ниже оставляю без изменений, удостоверившись, что в качестве цветового профиля, встраиваемого в будущее JPEG-изображение, указан и выбран «стандартный» sRGB. Если это так, то перехожу к 4-ому шагу.

Если вместо sRGB указан другой цветовой профиль, например, ProPhotoRGB или AdobeRGB, то перед началом рассматриваемой в уроке процедуры я переведу исходное изображение в цветовое пространство sRGB в целях единообразного отображения цветов на большинстве устройств. Сделаю это следующим образом.

3 шаг

Нажимаю на клавиатуре клавишу «Esc», чтобы закрыть окно «Сохранить как».

Выбираю в главном меню «Изображение» («Image») > «Режим» («Mode»). Если «галочка» установлена напротив «8 бит\канал» («8Bits\Channel»), то выбираю «16 бит\канал» («16bits\Channel»). Увеличение глубины цвета желательно, чтобы конвертация из одного цветового профиля в другой прошла аккуратно. Визуально на исходном и итоговом изображениях изменение глубины цвета едва ли отразится.

Затем выбираю в главном меню «Редактировать» («Edit») > «Преобразовать в профиль» («Convert to Profile»). Появляется диалоговое окно с заголовком «Преобразовать в профиль».

В моём случае исходный цветовой профиль («Source Space»), который описывает цвета в рисунке, называется «Adobe RGB (1998)». Выбираю в ниспадающем списке «Целевой профиль» («Destination Space») значение «sRGB IEC61966-2.1». Проверяю параметры преобразования - они располагаются ниже: параметр «Инструмент» («Engine») имеет значение «Adobe (ACE)», «Метод (рендеринга)» («Intent») - «Относительный колориметрический» («Relative Colorimetric»), установлена «галочка» напротив параметра «Использовать компенсацию точки чёрного» («Use Black Point Compensation»), «галочка» отсутствует напротив параметра «Свести изображение, чтобы сохранить вид» («Flatten Image to Preserve Appearance»).

Если Вы увеличили глубину цвета (я проделал это чуть раньше), то параметр «Использовать дизеринг» («Use Dither») будет неактивным. Если в открытом изображении всего один слой (когда Вы открываете JPEG-картинки или «простые» TIF-изображения, обычно, так и есть), то параметр «Свести изображение, чтобы сохранить вид», также, неактивен.

Нажимаю кнопку «Готово» («OK»). Окно «Преобразовать в профиль» исчезает.

4 шаг

В главном окне программы появляется новое диалоговое окно с заголовком «Параметры JPEG» («JPEG Options»). Параметр «Качество» («Quality») позволяет задавать соотношение качества выходного изображения и объёма, который картинка будет занимать в памяти компьютера. Таким образом, оплатой за уменьшение объёма является деградация качества исходного изображения. Чем меньше значение параметра «Качество», тем меньше объём JPEG-изображения.

В рассматриваемом примере я остановлюсь на значении равном 6.

Чтобы оценить качество картинки до сохранения, установлю рядом с параметром «Предпросмотр» («Preview») «галочку».

5 шаг

Установлю значение второго параметра - «Форматирование» («Format Options») - равным «Стандартное оптимизированное» («Baseline Optimized»). Объём будущей JPEG-картинки уменьшился, а качество изображения осталось прежним.

6 шаг

Нажимаю в окне «Параметры JPEG» («JPEG Options») кнопку «Готово» («OK») и проверяю результат.

Сравниваю объёмы исходного PSD-рисунка (~ 3000 Kb) и итоговой JPEG-картинки (82 Kb). Таким образом, JPEG-файл получился примерно в 36 раз меньше исходного изображения при визуально равном качестве. Удобно!

Обращаю внимание, что размер итогового JPEG-изображения остался прежним, как у исходного PSD-рисунка он равен 2480 пикселей × 2480 пикселей.

Второй способ

1 шаг

Открываю исходное изображение в Photoshop.

Нажимаю на клавиатуре сочетание клавиш «Ctrl», «Alt», «Shift» и клавиши, обозначенной латинской буквой «S» либо выбираю в главном меню «Файл» > «Сохранить для Веб…» («Save for Web…»).

Появится новое диалоговое окно с одноимённым заголовком.

2 шаг

3 шаг

Устанавливаю значение параметра «Качество» («Quality») на максимум.

4 шаг

Уменьшаю размер изображения с помощью параметра «Размер изображения» («Image Size»).

Это необязательная операция, но она помогает существенно уменьшить объём будущего JPEG-изображения, чаще всего, с минимальными потерями в качестве. С одной стороны, уменьшение размера приведёт к естественному уменьшению объёма и, с другой стороны, к уменьшению детализации. Последнее, в свою очередь, ограничивает мои возможности в печати итоговой JPEG-картинки. Если я не планирую печатать последнюю, то забуду об ограничениях.

В данном примере ввожу в поле «Ширина» («Width») значение 600. Автоматически изменится значение в поле «Высота» («Height»). Также, автоматически изменится размер выходного изображения относительно размера исходного рисунка, указанный в поле «Процент» («Percent»). Изменения происходят автоматически и поле «Процент» находится в активном состоянии, если поля-параметры «Ширина» и «Высота» связаны, о чём свидетельствует соответствующий значок, расположенный справа от названных полей.

В окошке предпросмотра слева оценю размер и качество изображения. А примерный объём последнего смогу узнать по числу, указанному, обычно, в килобайтах (Kb) или мегабайтах (Mb) под левым углом окошка.

5 шаг

Устанавливаю «галочку» рядом с параметром «Оптимизированный» («Optimized»).

6 шаг

Если хочу ещё сократить объём выходного изображения, то уменьшаю значение параметра «Качество» («Quality»). Рекомендую придерживаться значений в пределах 45-90.

В данном случае я выберу значение равное 75.

В итоге, среднестатистическое, при скорости доступа в Интернет равной одному мегабиту (1 Mbits), время загрузки моего рисунка из Интернет составит одну секунду. Оно указывается под значением объёма будущего JPEG-изображения.

При этом, визуально картинка получилась вполне приемлемого качества, переходы тонов достаточно плавные.

7 шаг

Устанавливаю «галочку» рядом с параметром «Преобразовать в sRGB» («Convert to sRGB») и выбираю значение «Цвета, отображаемые монитором» («Monitor Color») в ниспадающем списке ниже.

8 шаг

Наконец, устанавливаю «галочку» рядом с параметром «Встроенный цветовой профиль» («Embed Color Profile»).

Действия на 7-ом и 8-ом шагах желательны, чтобы будущее JPEG-изображение примерно одинаково отображалось на различных устройствах.

9 шаг

В появившемся диалоговом окне с заголовком «Сохранить оптимизированное изображение как» («Save Optimized As») выбираю месторасположение JPEG-картинки и задаю её имя, если необходимо. Нажимаю в активном окне кнопку «Сохранить». Оба окна исчезают. Теперь могу оценить результат.

Закрываю исходное изображение. В появившемся диалогом окошке с предложением сохранить изменения, выбираю «Нет» («No»).

Изображение, полученное вторым способом, удобно применять для публикации в Интернет. А изображение, полученное первым способом, можно помимо публикации в Интернет выводить на печать. В виду того, что размер изображения не изменялся, оно не подвергалось интерполяции, а значит его качество априори выше качества изображения, полученного вторым способом.

Подробнее об интерполяции и её влиянии на деградацию качества цифрового изображения я расскажу в уроке «Что такое интерполяция?»

Для закрепления полученных знаний предлагаю Вам не только сохранить в формате JPEG несколько собственных фотографий, но и выполнить упражнения, приложенные к настоящему уроку. Последние охватывают задачи, с которыми Вы можете столкнуться в занятии фотографией.

Как обеспечить качественную цветопередачу - этот вопрос волнует, наверное, любого фотографа. Регулировать цветопередачу можно двумя способами:

  • Снимать в формате JPEG и использовать настройки фотоаппарата - баланс белого, насыщенность, яркость, контрастность изображения
  • Снимать в формате RAW (если аппарат дает такую возможность) и настраивать цветопередачу при обработке фотографий на ПК

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group - организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств - главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами - BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Картинка, я думаю, не нуждается в комментариях.

Разумеется, фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями - в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со "стандартным" качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Коли разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000 * 3000 пикселей (этого достаточно для печати 30 * 45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small - маленький) - самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10*15 см. Как правило соответствует 2-3 мегапикселям.
  • M (англ. medium - средний) - среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20*30 см.
  • L (англ. large - большой) - максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов - до 36 мегапикселей, формат печати - до 90*60 см.

Возможность печати фотографий на огромных холстах - сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Итак, чтобы получить максимальную разрешающую способность в совокупности с наилучшей детализацией, в настройках качества фото выбираем режим - максимальное разрешение (L) с минимальным сжатием (наилучшее, superfine) .

Иногда вместо словесного описания степени сжатия используются пиктограммы. Вот пример меню выбора качества у зеркалки Canon. Пока смотрим только на левую колонку:

Мы видим, что перед буквами L, M, S присутствуют пиктограммы с гладким левым краем и ступенчатым. Пиктограмма с гладким краем соответствует меньшему сжатию, со ступенчатым - большему. В правой колонке - разные варианты съемки в формат RAW, о котором речь пойдет чуть ниже.

Установить качество и степень сжатия - это еще полдела... Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого
  2. Настройка параметров изображения - контрастности, насыщенности, резкости.

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце - красноватый, люминесцентная лампа - голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым - даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой - люминесцентной лампой. Мозг "принудительно" сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.

С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример - при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах "помочь" фотоаппарату определиться, какой из объектов должен "считаться" белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого - выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок. Обычно они следующие:

  • Солнечно
  • Пасмурно
  • Закат/рассвет
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Вспышка
  • Пользовательский баланс белого

В режиме автобаланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например - в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.

На этой фотографии показана ошибка автоматического баланса белого при смешанном освещении. Чтобы избежать подобных ошибок, в ряде случаев требуется прибегнуть к принудительной установке баланса белого в соответствии с преобладающим типом освещения. В данном случае помогла бы установка баланса белого "лампа накаливания". Пейзаж за окном бы чуть посинел, но желтизна на переднем плане исчезла бы, сделав цветопередачу более приближенной к реальности. Выход, разумеется, есть - каждый раз устанавливать баланс белого в соответствии с источником основного освещения. Вошли в помещение, освещенное лампами накаливания - установили баланс белого "лампа накаливания". Вышли на улицу - установили, в зависимости от погоды, "солнечно" или "пасмурно".

В случаях со смешанным освещением, когда с одной стороны свет от окна, с другой - свет от лампы, часто помогает вспышка. Если она имеет достаточную мощность, то способна "задавить" другие источники освещения и, осветить снимаемую сцену однородным светом. Баланс белого при этом нужно выставлять либо "вспышка", либо "авто" (при включенной вспышке аппарат сам определит ее как основной тип источника освещения). Наилучший результат достигается при использовании внешней вспышки, но для любительской "бытовой" фотографии в большинстве случаев достаточно встроенной вспышки.

Ручной (пользовательский) баланс белого

Предустановленные режимы баланса белого хоть и охватывают большинство часто применяемых источников освещения, но случаются ситуации, когда ни один из предлагаемых режимов не подходит. Взять к примеру, лампу накаливания. Мощные лампы (75-100 Вт) дают свет более близкий к белому, в то время как слабые лампы (25-40 Вт), имеющие свет желтоватого оттенка. Особый случай - энергосберегающие лампы, особенно дешевые, спектр у которых такой, что даже человеческий глаз порой не в состоянии адекватно оценить цветовую картину.

У некоторых аппаратов есть возможность тонкой настройки баланса белого, относительно предустановленной, однако, чтобы оптимально настроить цветопередачу для данных условий освещенности нужно сделать несколько кадров с разными настройками и выбрать ту установку, с которой цветопередача максимально близка к реальности. Это долго и не всегда эффективно, поскольку приходится ориентироваться на картинку, выводимую на ЖК-экран, цветопередача которого не всегда идеальна.

Гораздо проще воспользоваться функцией "ручной баланс белого". Для этого нужно сфотографировать какой-то белый объект (или просто лист белой бумаги), а потом указать фотоаппарату этот снимок как образец, по которому следует выставлять баланс белого. Не вижу смысла подробно расписывать, каким образом это делается - у разных аппаратов своя последовательность действий, поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией, там все расписано по шагам конкретно для вашего аппарата.

Большинство фотоаппаратов умеют сохранять одну или несколько пользовательских настроек баланса белого. Если вам регулярно приходится фотографировать при специфическом освещении, есть смысл сохранить установку баланса белого, чтобы потом не мучиться с фотографированием белого листа.

Чтобы проиллюстрировать возможности ручного баланса белого, предлагаю сравнить цветопередачу на двух фотографиях:

Автоматический ББ

Ручной ББ (в качестве пробы белого цвета использовался белый пиджак левого персонажа)

Результат заметен - в первом случае фотография ушла в желтизну, во втором цветопередача близка к реальности.

Настройка стиля изображения

Функция "стиль изображения" есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также "заставить" аппарат снимать в режиме ч/б, сепия.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения - пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько "пустых" ячеек для пользовательских настроек. Вот пример пункта меню "выбор стиля изображения у фотоаппарата Canon EOS 5D:

Все предустановки представляют собой комбинацию параметров:

  • резкость
  • контрастность
  • насыщенность
  • цвет тона

Чем-то напоминает функцию настройки картинки у телевизора:) С контрастностью, насыщенностью и цветом тона, я думаю, все понятно. Под резкостью понимается программное "усиление" контуров объектов, за счет чего, картинка будет казаться более резкой. Ключевое слово - "казаться". На самом деле, программное увеличение резкости не увеличивает детализации снимка. Если объект на фотографии чуть изначально размыт (не в фокусе, либо объектив не смог передать всех его нюансов), никакой программный алгоритм не сможет "придумать" недостающие детали. Не стоит в надежде на улучшение качества фотографии выкручивать "регулятор" резкости на полную.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом - RAW - о котором пойдет речь далее...

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова "raw", что в обозначает "сырой, необработанный". В принципе, это вполне соответствует сути дела. При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы - RAW-конвертора. Это дает огромное преимущество - фотографу не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения - все это можно будет отрегулировать потом на хорошем мониторе. "Сырые" данные несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все "лишние" данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант

Откорректированный вариант (JPEG)

Откорректированный вариант (RAW)

Как видно из приведенных примеров, при попытке исправить баланс белого в JPG картинка приобрела несколько неестественный оттенок, как будто фотография была снята на дешевую негативную пленку, которая была отсканирована на бытовом сканере. Отмечу, что в данном случае я не прилагал особых усилий, чтобы приблизить цвета к реальным, однако для этого понадобилось совершить несколько операций в Adobe Photoshop. Подробнее о правке баланса белого в JPEG можно почитать в этой статье /article45.html. Суть статьи сводится к тому, что исправление незначительной ошибки баланса белого в JPEG возможно, но это довольно нетривиальная задача. При серьезной ошибке баланса белого восстановить цветопередачу без видимой потери качества, работая с форматом JPEG, увы, невозможно.

Основные возможности RAW

Вместо того, чтобы расписывать здесь о возможностях RAW я покажу пример, как была спасена одна изначально неудачная фотография. Во время летней поездки в Питер, мы с женой посетили Эрмитаж, естественно, взяв с собой фотоаппарат. Как и во всех музеях, в Эрмитаже съемка со вспышкой запрещена. Предвидя эту ситуацию я взял светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.8. Но основная беда крылась в том, что в разных залах было разное освещение - в одних дневное из окон, в других - искусственное освещение. Если бы я вел съемку в формате JPEG, я бы замучался выставлять баланс белого. Забегая вперед скажу, что съемка велась в RAW и имелась возможность смоделировать ситуацию, какой был бы результат при тех или иных установках ББ в JPEG. Итак, начнем с начала:

Автоматический баланс белого:

Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого "Лампа накаливания"... Вот что получилось:

Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный.

Вариант с ручной установкой баланса белого очень трудоемок, поскольку придется проводить эту процедуру в почти каждом новом зале. К счастью, есть файл RAW, который позволяет на компьютере выставить правильный баланс белого за 1 клик мыши.

Для обработки RAW использовалась программа Digital Photo Professional, которая шла в комплекте с фотоаппаратом Canon EOS 5D (на диске с ПО). Что касается других аппаратов, более чем уверен, что и к ним дается что-то подобное.

Программа имеет очень простой интерфейс, поэтому разобраться в ней не составит особого труда. По сути, она дублирует настройки фотоаппарата, касающиеся цветопередачи, а также имеет ряд других функций.

Чтобы установить баланс белого берем пипетку (показана красной стрелочкой) и тыкаем ей в то место фотографии, которое должно выглядеть белым или светло-серым. В данном случае - это была моя кофта. Какие стали цвета на фотографии, видно по картинке. Полученный результат не идет ни в какое сравнение с тем, что получен только стандартными настройками фотоаппарата.

Программа Digital Photo Professional позволяет выставить "задним числом" настройки цветопередачи картинки, которые доступны через меню фотоаппарата. Таким образом, вы получаете возможность во время съемки не тратить время на установку баланса белого, выбор стиля изображения. Особенно это актуально при репортажной съемке, где каждая секунда бывает на счету. Программа позволяет делать некоторые вещи, которые просто недоступны через меню, например - настройка подавления шумов, настройка резкости, коррекция хроматических аберраций и дисторсии (искажения прямых линий по краям кадра). Единственное условие, при котором все это работает - фотография сделана в формате RAW. С JPEG большинство функций недоступно.

Надо сказать, что программа Digital Photo Professional имеет относительно небольшой функционал по сравнению с популярной программой Adobe Photoshop Lightroom, однако стоит учитывать тот факт, что лицензионный Adobe Photoshop Lightroom стоит около 200 долларов, причем обновления до новых версий у этой программы платное (около 100 долларов). Digital Photo Professional достается нам совершенно бесплатно и столь же бесплатно обновляется до более новых версий. Однако, есть нюанс - саму программу скачать нельзя, она должна быть установлена с диска. С сайта Canon можно скачать лишь обновление до свежей версии.

Не вижу смысла писать здесь руководство по Digital Photo Professional по двум причинам - во-первых, оно будет интересно только владельцам аппаратов Canon, во-вторых, такое руководство уже есть - http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Даже если в JPEG-овском варианте установлен правильный баланс белого, скорее всего, вариант фотографии, полученной из формата RAW будет иметь лучшее качество. Причина простая. Производительность процессора компьютера намного больше производительности фотоаппарата и ему "по зубам" более сложные алгоритмы обработки изображений - улучшения детализации, фильтрации шумов, и прочей обработки. Даже если обработка займет некоторое время, для компьютера это не страшно -пользователь может и подождать. При фотосъемке же каждая секунда бывает на вес золота. Как следствие - алгоритмы, используемые фотоаппаратом для обработки снятого с матрицы изображения, зажаты в жесткие временные рамки, чтобы не снижать скоростных характеристик фотоаппарата. Например, те действия, которые компьютер может делать 10 секунд, аппарат обязан выполнить не более чем за 1 секунду. Это неизбежно сказывается на качестве обработки, особенно, когда аппарат имеет не самый современный и скоростной процессор. Именно поэтому результат съемки в JPEG практически всегда хуже, чем правильно обработанный RAW.

Нельзя не упомянуть еще один технический аспект. При съемке в JPEG информация о цвете пикселя кодируется 24 битами, при съемке в RAW - от 30 до 42 бит. Нетрудно представить, насколько большее количество цветовых оттенков можно закодировать в 42 бита вместо 24.

Основные недостатки формата RAW?

RAW доступен далеко не на всех фотоаппаратах. Владельцы зеркалок и "топовых" мыльниц могут быть спокойны, но те у кого относительно недорогие компактные аппараты могут быть разочарованы - в них, скорее всего, поддержки формата RAW нет.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК с установленным специальным ПО. Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут. Для этого их нужно переконвертировать в формат JPEG (на ПК, с использованием программного обеспечения для обработки RAW).

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более функциональное программное обеспечение чаще всего платное.

Размер файла примерно в 2 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Что за формат RAW+JPEG?

В большинстве аппаратов возможен выбор такого режима, когда на флешку фотографии записывается в виде 2 файлов - один RAW, другой - JPEG. Это бывает полезно в тех случаях, когда основная съемка идет в формате JPEG, но нужно перестраховаться, чтобы в случае чего можно было "вытянуть" неправильно сделанный снимок из RAW.

В случае, если результаты в формате JPEG удовлетворяют фотографа (или заказчика), RAW-файлы можно безболезненно удалить. Как видно на картинке, для варианта в JPEG можно выбрать различное разрешение и качество. Имейте в виду, что при съемке в RAW+JPEG, флешка будет заканчиваться быстрее, чем просто в RAW.

В каком формате снимать?

Если вы заинтересованы в получении максимальной отдачи от вашего фотоаппарата, которая выражается в максимально возможном качестве фотографий, я настоятельно рекомендую снимать в RAW. Все дальнейшие главы учебника будут предполагать, что съемка ведется именно в этом формате.

Вопросы для самоконтроля

Если ваш фотоаппарат умеет снимать в RAW:

1. Установите на свой компьютер программу для обработки RAW (если она еще не установлена). Если не знаете, где ее взять - ищите на диске, который шел в комплекте с фотоаппаратом.

2. Сделайте несколько снимков в формате RAW+JPEG. Если съемка происходит в помещении, постарайтесь обойтись без вспышки.

3. Скачайте результат съемок на ПК и обработайте файлы RAW в установленной программе. Установите правильный баланс белого (по белому участку изображения), яркость, контрастность, уровень шумоподавления. Сравните полученные результаты с картинками в формате JPEG.

Если ваш фотоаппарат не поддерживает RAW

1. Проверьте, какое у вас выбрано качество изображения. Установите максимальное разрешение с минимальным сжатием.

2. Поэкспериментируйте со стилями изображения - меняйте яркость, контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Сохраните наиболее понравившиеся настройки как пользовательский режим. Как это сделать - читайте в инструкции к фотоаппарату.

3. Научитесь выставлять баланс белого по листу белой бумаги.

Для участия во многих проектах ГлобалЛаб надо подготовить фотографию и загрузить её в анкету проекта.

Если вы хотите использовать изображение, сделанное не вами лично, существует несколько вариантов:

  1. Вы нашли картинку на просторах интернета и не знаете её автора. Постарайтесь выяснить, разрешено ли заимствовать изображения с сайта, на котором оно найдено. Для этого, как правило, достаточно прочесть Пользовательское соглашение данного ресурса: обычно именно там сообщается, можно ли использовать иллюстрации и на каких условиях.
  2. Вы знаете автора изображения. Обязательно заручитесь его разрешением на использование картинки. Если же автор запретит – увы.

Помните, что даже фото предметов, обладающих мировой известностью (скульптур, сооружений, природных объектов), имеют своего автора, который может заявить свои права на изображение. ГлобалЛаб – этичный ресурс, мы не присваиваем чужое!

Продолжаем работать с проектом .

1. Если в анкете требуется разместить изображение, нажмите на кнопку «Выбрать файл» (1)

Рис. 1. Вставка изображения

Во многих проектах допускается размещение нескольких изображений в одном вопросе. Каждое новое изображение размещается специальной кнопкой (2). При этом в явном виде указано, какое максимальное количество изображений можно загрузить (3). Необходимо добавить как минимум одно изображение, если этот вопрос обязательный.

2. Откроется диалоговое окно выбора файла, в котором отображается содержимое вашего компьютера. Вы можете действовать двумя способами: выбрать нужное изображение (1) и дважды щёлкнуть по нему кнопкой мыши или кликнуть на файл и нажать кнопку «открыть» (2).

Рис. 2. Диалоговое окно выбора файла

Вы можете загружать сразу несколько фотографий. Нажимайте кнопку «Добавить ещё одно изображение» и загружайте новую фотографию, не дожидаясь конца загрузки предыдущей. Если вы ошиблись, выбирая файл на компьютере, вы можете удалить любое из дополнительно загруженных изображений специальной кнопкой (2).

4. После завершения загрузки вы увидите уменьшенное изображение вашей фотографии и две кнопки: «выбрать другой» (1) и «подписать» (2). С помощью первой кнопки вы снова откроете обзор вашего компьютера: так вы сможете выбрать и загрузить в систему ГлобалЛаб другой файл. Кнопка «подписать» позволяет рассказать о вашем изображении другим участникам проекта. Под фотографией вы увидите строку «Автор/Источник изображения», которая предназначена для указания авторства фото (3). В строке подписи укажите, кто автор этой фотографии, например, «фото А. Иванова» или «собственное фото». Если фотография из интернета, то вы можете дать в этой строке ссылку на источник фотографии или на её автора.

Рис. 5. Фотография загружена в анкету

5. Нажмите на кнопку «подписать», ваше изображение откроется во весь экран компьютера. Внизу фотографии отобразится текстовая строка для подписи (3). Указанное вами авторство фото отображается во второй строке (4). Вы можете выделить область на фотографии (1). Чтобы сохранить все изменения, не забудьте нажать на кнопку «Сохранить» (2).

Рис. 6. Фотография открыта для подписи

6. Слева вверху вы увидите кнопки «Добавить область» (1) и «Сохранить» (2). Вы можете выделить отдельные области на фотографии и добавить к ним подписи с помощью функции «добавить область». Не забудьте нажать кнопку «Сохранить», чтобы сохранить все подписи и области выделения.

Рис. 7. Добавление подписи к области на фотографии

7. Нажмите кнопку «добавить область», при этом на вашей фотографии появится активная область, отмеченная красным пунктиром. Это поле можно перемещать по фотографии: для этого наведите указатель мыши на область и передвигайте её с помощью значка из двух стрелочек.

Рис. 8. Выделение области, перемещение области и поле для подписи к области

8. Размер и пропорции области можно изменить, для этого наведите указатель мыши на её границу и используйте появившийся значок стрелочки.